"Живи до старости, учись до старости" | | Мы и Китай

“Живи до старости, учись до старости”

Want create site? Find Free WordPress Themes and plugins.

活到老,学到老,人要不断进步

 “Живи до старости, учись до старости и постоянно прогрессируй”

 

Каждое учение, каждая философия имеет свои истоки и путь развития. Если есть только начало, но на пути развития данная наука (философия) канула в небытие, значит, в этом и вся ее ценность. Вечное знание, проникнутое смыслом и значением для общества, имеет глубокие корни и на каждом этапе развития приобретает лишь новое воплощение, понимание. Как например, Ведическая культура, включая Аюрведу, Даосизм, Конфуцианство. Могучий и огромный Китай наполнен различными учениями и практиками, проверенными временем и обществом. Нам, славянам – русским, украинцам, беларусам, есть чему поучиться у этой нации. Только стоит смотреть не на тот современный Китай, который встречается в метро, на улицах, а нужно копать в историческую мудрость People`s Republic of China.

 

Ушу – одна из таких исторических мудростей, практик, философий, которая дает ищущему путь к развитию тела, разума и духа. “Терпи до последнего, не ввязывайся в драки и только в крайних случаях применяй боевое искусство” – одно из первых наставлений, которые получает ученик от своего преподавателя в школе ушу (в российской традиции более известного как “кунг-фу”). Ушу (武术, wushu) – это не просто набор боевых приемов, сложных акробатических трюков или то, что мы видим в современных остросюжетных китайско-американских фильмах. Ушу – это глубокая философия, берущая свое начало много тысяч лет назад, построенная на системе боевых приемов, упражнений, с применением различных видов холодного оружия и без. “天人合一” (Tian ren he yi, “Единство человека с Небом”), к этому стремится в своей практике боец ушу, тренирующийся не телом, а сердцем. Немногословность, точность, преданность, простота, уважение к старшим и младшим, мгновенная реакция – это лишь краткая характеристика подлинного представителя данной школы. С помощью регулярной физической практики, дыхательных упражнений, различных закаливаний (к примеру, часовые тренировки на открытом воздухе в любое время года) боец стремится к единению с природой, посвящая Вселенной свое мастерство ушу. В этом ушу напоминает йогу, которая также преследует цель единения не только со своим телом и умом, но и с целой Вселенной, – либо гимнастику “тайцзи” (или «тайцзицюань», 太极拳, Taijiquan), которая учит управлять собственным организмом с помощью 气 (qi, воздух, он же “жизненная энергия”). Тайцзи также является разновидностью ушу, но не используется для самозащиты и не является предметом для спортивных соревнований. Тем, кому никогда не доводилось сталкиваться с ушу, йогой, тайцзи, или с какой-либо подобной морально-физической дисциплиной, сложно пропустить через себя вышесказанное. Хотя никогда не поздно открыться нечто новому в своей жизни. Только выходя за пределы привычного круга безопасности, начинаются перемены.

 

Спортсменов, занимающихся ушу, иногда называют «ушуистами», Тем не менее, используя такие слова, как “ушуист”, “каратист”, “дзюдоист”, мы все-таки несем в своей речи тень неуважения и непонимания к тому, чем занимается спортсмен, культурнее звучит “мастер ушу”, “боец ушу”.

 

Герои нашего интервью более, чем достойны называться “бойцами”. Ученики одно и того же мастера, неугомонный в своей практике卢勇 (Лу Юн, Lu Yong) и хрупкая, обаятельная 陶李兆 (Тао Ли Чжао, Tao Li Zhao), два совсем еще юных китайских чемпиона международного уровня, обладатели 4-й спортивной мастерской степени, посвятили свою жизнь изучению ушу. В своей собственной практике они уже достигли высоких результатов, также тренируют маленьких чемпионов в специализированных школах. Их учитель刘宝山 (Ли Бао Шань, Li Bao Shan), 1931 года рождения, является последователем Хэнаньской школы Шаолинь, владеет 9-й мастерской спортивной степенью ушу, известный в Китае “мастер”, воспитавший многих сильных чемпионов. Лу Юн обучает китайских и японских детей в специализированной школе ушу. Тао Ли Чжао обучает ушу китайских «карапузов» в средней школе. Оба живут в Шанхае и готовятся к сдаче необходимых экзаменов для получения 5-ой мастерской степени, согласно 中国武术段位制 (Zhongguo wushu duanwei zhi, Система спортивных степеней ушу), единой китайской системе, на основании которой спортсмену присуждается та или иная степень.

 

– Что такое ушу и как ушу выглядит сейчас в Китае?

 

Лу Юн: В настоящее время существуют сотни видов ушу, и термин “ушу” в самом Китае больше употребляется как обобщенное слово для всех китайских боевых искусств. Эту практику также можно назвать “традиционным китайским видом спорта”, который ранее был обязателен в китайской армии для солдат, сейчас же в Китае открыто множество профессиональных спортивных школ, есть университет ушу, в стандартных образовательных учреждениях проводится обучение детей. В практике китайского ушу, т.е. на территории Китая, оно, как правило, подразделяется на два широких класса – школа традиционного (传统武术, Chuantong wushu) и школа спортивного ушу (国标武术, Guobiao wushu, также называемое 竞技武术, Jingji wushu). Традиционное ушу больше направлено на развитие и укрепление духа и тела, проникнуто огромной глубокой философией, где бойцов обучают, как жить в современном обществе, воспитывают характеры и развивают волю. В нем не так много сложных трюков, строгих требований к исполнению того или иного комплекса. Например, в Guobiao, чем выше мах ногой, чем ниже ты присел, чем шире движение, тем лучше. Боевые же комплексы традиционного ушу рассчитаны на применение в реальной жизни, в реальных опасных ситуациях, когда необходима самозащита. Ушу в своем изначальном понимании, занимается шлифованием спортсмена изнутри и снаружи. Ушу – это гармония, равновесие “инь” и “янь”, практика, приводящая к “золотой середине” во всем, что бы ни делал человек.

 

Относительно различия Jingji и Традиционного ушу, Тао Ли Чжао (или Хелен, как она сама себя называет) добавляет:

 

– В реальном поединке, пока бы ты старался поднять ногу как можно выше для нанесения удара, противник уже наверняка поразил бы тебя. В спортивном ушу главное само исполнение, красота и широта движений. По факту, только Брюс Ли мог наносить удары ногами очень высоко и при этом с молниеносной скоростью выходил победителем. Спортивное ушу больше напоминает грациозный танцевальный номер с использованием сложных трюков. Тем не менее, сейчас, согласно распоряжению Министерства спорта, юные спортсмены, приходящие в ушу, начинают именно с изучения Jingji.

 

– Как Вы пришли к ушу и когда начали свои занятия?

 

Хелен: Моя практика началась в 2006 году, когда я увидела в парке занятия одного из мастеров. Тогда мой организм не отличался здоровьем, я постоянно болела и была жутко худой. Вопрос стоял – либо заниматься танцами, либо ушу. Выбор все-таки пал в сторону ушу, так как видела в нем глубокую философию и путь чистки “изнутри-наружу”. В хореографии, как мне казалось, работа преимущественно велась “снаружи-вовнутрь”, ты совершенствуешь только тело. Родители также поддерживали меня в выборе ушу. Они говорили: “…Ты главное упорно тренируйся, а все домашние хлопоты мы возьмем на себя”. Так я провела 10 лет в традиционном ушу, изучала различные комплексы, включая “心意六合拳” (Xin yi liu he quan, Синьилюхэцюань), “长拳” (Chang quan, Чанцюань), “太极拳” (Тайцзичуань).

 

Лу Юн: Я пришел в ушу в 10 лет сразу после просмотра фильма “少林寺” (“Храм Шаолинь”) . Помню, меня тогда всего словно передернуло, и появилась мечта заниматься ушу. Постигать ушу начинал с комплекса “Шаолиньцюань” (少林拳, Shao lin quan) в школе ушу при Хэнаньском храме Шаолинь, по истечению 7 лет упорных занятий, переехав из провинции Хэнань в Цзянсу, в Нанкинском институте спорта (南京体育学院) изучал 4 года спортивное ушу (Jingji).

 

– Какие изменения произошли в Вашей жизни с момента начала занятий ушу?

 

Хелен: Во-первых, организм стал намного крепче, я перестала бояться холода и болеть, появилось больше уверенности в себе. Некоторые люди могут считать, что ушу лишает девушек женских качеств, могу сказать, наоборот, воспитывает в ней все самое лучшее. В ушу есть разные комплексы, – сложные акробатические, возможно, не совсем подходят слабому полу, но есть те, которые всячески укрепляют женский организм, вырабатывают равновесие, нужную закалку. Например, когда еду в метро или автобусе, я не держусь за поручни и никогда не падаю. Знакомые удивляются, но мне это просто не нужно – в организме достаточно устойчивости и силы. Девушкам нужно заниматься ушу, в реальной жизни можно столкнуться с различными ситуациями и нужно уметь постоять за себя. Больных на голову хватает везде.

 

– Почему стоит заниматься ушу, в чем его преимущество?

 

Лу Юн: Это всячески чистит и совершенствует весь организм, делает его сильным и здоровым, в частности, улучшает кровообращение, увеличивает объем легких, укрепляет кости, мышцы и суставы, вырабатывает гибкость в теле. Мужчине также нужно уметь защищать окружающих, хотя бы свою жену и детей; ушу учит и этому. Помимо всего прочего, ушу развивает волю, выдержку, моральные качества, вырабатывает самодисциплину. Как китайцам, так и иностранцам, я рекомендую заниматься ушу. Независимо от национальности, у людей одни и те же потребности, только есть некоторые культурные различия. Ушу – это также способ приоткрыть дверь в настоящий традиционный Китай, узнать его глубокую философию, получить знание о качественной жизни.

 

– Как выглядит обыкновенная жизнь бойца ушу?

 

Хелен: Этот вид спорта научил меня строить свой день, выработало правильные привычки. Ложусь спать до 23.00, встаю без будильника около 07.00. За 10 минут привожу себя в порядок, еще успеваю позавтракать и выхожу из дому на занятия. Каждый день обязательная практика ушу, минимум 2 часа, включающая разогрев всего организма, проработку суставов, после чего приступаю к отработке комплексов. Как учит меня мой наставник: ” 活到老,学到老,人要不断进步” (Huo dao lao, xue dao lao, ren yao buduan jinbu, “Живи до старости, учись до старости и постоянно прогрессируй”). Поэтому, если я не совершенствую свое ушу каждый день, значит – регрессирую. Жизни не хватит для его изучения. Многие люди уезжают в монастыри для практики, но они могут охватить лищь малую часть. Я собираюсь всю оставшуюся жизнь заниматься тем, чем я занимаюсь сейчас, но даже и не надеюсь на то, чтобы полностью изучить эту философию – только то, на что жизни хватит.

 

– Какие уроки Вы извлекли благодаря своему учителю?

 

Лу Юн: В Китае есть древнее выражение “一日为师,终身为父” (Yi ri wei shi, zhongshen wei fu, “Побывав учителем один день, на всю жизнь получаешь уважение, как родной отец”). Все, что мы изучили от своего наставника, проникнуто мудростью. Он всегда заботится о нас, как родной отец. Поэтому и требования к нашей практике, к нашим характерам также высокие. Например, часто можем услышать от него: “Ты тренируешься недостаточно хорошо, уровень еще нужно повышать”. Но мы понимаем: это потому, что у него на нас высокие надежды, он принял нас как учеников на всю жизнь, значит и шлифовать будет всю жизнь. Учитель также учит любить родину, уважать людей, сдерживать гнев, никогда не ввязываться в драки и не пытаться блеснуть своим искусством ушу, только в крайних случаях.

 

***

Своим искусством они оба действительно блистают. В процессе общения с Хелен автору интервью довелось наблюдать столько изящества, красоты и точности движений этой хрупкой маленькой девушки 27-и лет! Как ловко она орудовала мечом и веером, как владела всем своим телом, при этом сохраняя невозмутимость и легкую улыбку на лице. Поверьте, мне, йогу и танцору с многолетней серьезной практикой, вдруг открылась Эврика, как много упустило наше молодое поколение 80-х, у которого, фактически, не было так много возможностей изучать настоящее ушу. Наши школы в послесоветское время не отличались сильной глубиной и профессионализмом, да их и не было толком. Хотелось встать рядом с Хелен и повторять все то, что делали ее руки и ноги. Повторить движения, наверное, смогли б, но вот также мастерски орудовать холодным оружием или прыгать, переворачиваясь в воздухе с легкостью стрекозы, как это делает Лу Юн, тут уж полжизни надо потратить, и оплакать не одни сбитые коленки. Хотя суть ушу не в этом. Коленки оплакать-то можно, и даже залечить. Но оплакать и залечить неправильно или недостаточно полно прожитую жизнь, уже не так легко. Ушу учит жить полно, жить достойно.

 

 

 

Система спортивных степеней «дуань» (, duan) в ушу (中国武术段位制, Zhongguo wushu duanwei zhi) на основании Института изучения ушу Государственной спортивной администрации КНР (国家体育总局武术运动管理中心, Zhongguo tiyu zongju wushu yundong guanli zhongxin), используется также Российской Федерацией ушу на территории РФ:

 

  1. Начальный уровень (初段位, chu duanwei): 1 дуань(1段), 2 дуань(2段), 3 дуань (3段)

Мастерские технические степени

  1. Средний уровень (中段位, zhong duanwei): 4 дуань(4段), 5 дуань(5段), 6 дуань(6段)
  2. Высокий уровень (高段位, gao duanwei):7 дуань(7段), 8 дуань(8段), 9 дуань (9段)

 

Did you find apk for android? You can find new Free Android Games and apps.
59
0

Оставить комментарий

Авторизация
*
*


Регистрация
*
*
*


Генерация пароля