Вызовы рынка байкшеринга. | | Мы и Китай

Вызовы рынка байкшеринга.

Want create site? Find Free WordPress Themes and plugins.

Вызовы рынка байкшеринга: о чем следует задуматься обычным пользователям?

 

 

За прошедший 2017 год тема байкшеринга (т.е. совместного использования велосипедов без базовых станций) в Китае стала одной из самых обсуждаемых. В качестве одного из наиболее ярких примеров можно привести конкурс знаковых слов и иероглифов 2017 года, список конкурсантов которого был подготовлен газетой Жэньминь Жибао. По итогам открытого голосования иероглиф «享»набрал наибольшее число голосов – 75,09%, имея в отрыве более 60% голосов, при этом в самих пояснениях к иероглифу указано, что его значение включает в себя популяризацию культуры совместного использования велосипедов и развитие экономики совместного потребления.

 

Так что из себя представляет рынок байкшеринга?

 

Как это часто бывает в Китае, начиналось все более, чем скромно: группа студентов велосипедного кружка Пекинского университета основала компанию, деятельность которой была сфокусирована даже не на совместном использовании велосипедов, а на велотуризме. Далее, буквально за пару лет,рынок байкшеринга стремительно вырос, как по количеству потребителей, так и по количеству компаний, оказывающих соответствующие услуги, следовательно, конкуренция за это время становилась все более и более ожесточенной. В самом начале многие компании, как китайские, так и зарубежные, увидели большой потенциал в китайском рынке, ведь не так давно основным транспортным средством КНР был велосипед, и до сих пор нередко на улицах можно встретить людей на собственных велосипедах.

 

Однако по прошествии времени выяснилось, что многие компании, несмотря на все располагающие факторы, начали терпеть крах, и надо отметить, что такая ситуация свойственна в Китае не только рынку байкшеринга в частности, но и развивающимся инновационным отраслям в целом. Это связано с тем, что многиекомпании при запуске проектов ошибочно полагают:масштаб китайского рынка настолько велик, что при наличии других небольших конкурентов существует возможность реализации, независимо от размера финансовых вложений. Однако на практике ситуация складывается обратная, в силу огромного количества потенциальных пользователей, а также большого числааналогичных конкурентов, как правило, после периода концентрациивыживает очень небольшое количество компаний. При этом зачастую устойчивость такого меньшинства напрямую связана со стабильным финансированием, посколькув период становления такие проекты требуют многочисленных денежных вложений без получения непосредственной прибыли.

 

Таким образом, в настоящее время рынок байкшеринга столкнулся с тем, что существует несколько ключевых игроков, имеющих примерно равное влияние на рынке, когда остальные участники один за другим постепенно приходят в убыточное положение.

 

Почему столько внимания уделяется вопросу возвращения залога?

 

Как уже было отмечено раньше, на сегодняшний день все большее число компаний объявляет о закрытии своих проектов, однако, как выяснилось позже, одним из негативных последствий такого закрытия является невозможность компаний вернуть залог, который, как правило, уплачивается пользователями при первичной регистрации в системе байкшеринга.

 

Есть хорошие новости, 1 августа 2017 года ряд министерств, включая Министерство транспорта и Министерство общественной безопасности, и Народный банк Китая совместно выпустили «Инструкцию о стимулировании и стандартизации развития велосипедов, арендуемых посредством Интернета» (далее – Инструкция). Согласно пункту 11 данной Инструкции,в целях обеспечения безопасности капитала пользователей, байкшеринговые компании обязуются разделить свое непосредственное имущество и денежные средства пользователей, поступающие в форме залоговых или авансовых платежей.

 

Напрактике такое разграничение означает, что байкшеринговые компании должны открыть специальные депозитарные счета в банках, на которых будут храниться деньги их пользователей. Все операции с указанными денежными средствами будут подлежать отдельному контролю, в этой связи вероятность сохранения их целостности значительно повысится. На настоящее время Mobike(摩拜单车) иOfo (ofo小黄车) уже объявили о своем сотрудничестве по этому направлению с Торговым банком КНР и CITIC банком КНР соответственно.

 

Однако указанные выше Инструкции выступили скорее ответной мерой, направленной на урегулирование ряда остро стоящих вопросов, среди которых вопрос возврата залога.  Причиной же выступило то, чтов отношении целого рядасервисов, к примеру, Xiaoming (小鸣单车),Kuqi (酷骑单车),были поданы многочисленные жалобы о невозврате денежных средств в разные союзы потребителей, а также в Китайскую ассоциацию потребителей, после чего многие из этих жалоббыли переданы в соответствующие судебные органы.

 

С юридической точки зрения, с основаниями подачи жалоб и заявлений в суд особых проблем нет, так как пользователь всегда может обратиться тудакак в силу закона КНР «О договорах» 15.03.1999 (поскольку компания не исполняет обязанности по договору (п. 4 ст. 94 закона «О договорах») или в силу серьезного ухудшения делового положения (ст. 68, 69 закона «О договорах»)), так и в силу закона КНР «О защите прав потребителей» от 31.10.1993 (поскольку компания не предоставляет товар в соответствии с договором (ст. 53 закона «О защите прав потребителей»).

 

Однакона практике остро встает другой вопрос, какую природу носит так называемый «залог» потребителя? Основная загвоздка состоит в том, что если данная денежная сумма действительно является залогом, то право собственности байкшеринговой компании на нее по китайскому праву не возникает, соответственно, согласно статье 38 закона КНР «О банкротстве предприятий» от 27.08.2006 она подлежит возврату при помощи управляющего до составления ликвидационного баланса и без включения в общий список кредиторов. Иными словами, вероятность того, что денежная сумма будет возвращена, довольно высока.

 

Если же «залог» признается обеспечительным платежом, то собственником денежных средств признается байкшеринговая компания, а у пользователей возникает только право требования возврата денежных средств, в связи с чем их включают в общий перечень кредиторов компании и погашают их требования в соответствии с законной очередностью. Другими словами, вероятность возвращения денежных средств довольно низка.

 

На настоящее время единой практики по этому вопросу еще не выработано, однако расстраиваться раньше времени тоже не стоит. В правовой среде Китая довольно распространена повышенная защита интересов «слабой» стороны, которой в данном случае выступают потребители, поэтому высока вероятность того, что практика пойдет по пути признания залогов с целью защиты многочисленных пользователей байкшеринговых компаний.

Did you find apk for android? You can find new Free Android Games and apps.
64
0

Оставить комментарий

Авторизация
*
*


Регистрация
*
*
*


Генерация пароля