Новая волна китайского кинематографа, | | Мы и Китай

Новая волна китайского кинематографа,

Want create site? Find Free WordPress Themes and plugins.

или долгая дорога к «Золотому медведю»

В предыдущих номерах нашего журнала мы познакомили вас с историей китайского кинематографа с момента его возникновения в начале ХХ века и вплоть до 1960-х годов, то есть до времен Культурной революции. На этот раз мы расскажем вам про следующий этап развития синематографа Поднебесной, пришедшийся на 1970-80-е. И именно этот этап является одним из важнейших во всей вековой истории китайского кино, ведь в восьмидесятые годы появилось и громогласно заявило о себе так называемое «пятое поколение режиссеров». Но давайте обо всем по порядку.

От безвременья к перелому или этап «застоя и спада»

Итак, как вы догадываетесь, Культурная революция со всеми ее антикультурными проявлениями, хунвэйбинами и «хождениями в народ» на кинопроизводстве КНР сказалось негативно, и художественные фильмы после 1966 года выходили по большим праздникам. Можно сказать, что их вообще не снимали, ведь с начала Культурной революции и до 1972 года вышло всего несколько картин, в истории китайского кинематографа особого следа не оставивших. В те «дремучие» годы многие кинодеятели (режиссеры, продюсеры, актеры) были осуждены как «правые элементы», а компании, успешно выпускавшие фильмы до этого, в большинстве своем были закрыты. Кинематограф вступил в эпоху «безвременья», когда в кинопроизводственной сфере господствовала «образцовая пекинская опера». Западные фильмы были запрещены, предыдущее кинонаследие было названо партийными руководителями «ядовитыми сорняками» и спрятано в подвалах за семью замками, а новые фильмы еще только ожидали своего часа. Поэтому и называют это время в истории китайского кино этапом « застоя и спада». Таким образом, целых шесть лет кинематограф находился под жестким диктатом так называемой «банды четырех» – группы высокопоставленных руководителей компартии, наиболее приближенных к Мао Цзэдуну, но попавших в опалу после его смерти.

Первый фильм после продолжительного застоя вышел в 1972 году. Им стала картина режиссера Се Цзиня «Морской порт», снятая по мотивам одного из революционных спектаклей, разрешенных правительством. С 1973 по 1976 гг. в стране было выпущено всего 76 фильмов (например, тогда появились такие ленты как «Ясная погода», «Разрыв со старым», «Зеленые сосны в горах», «Бурные годы», «Вторая весна»). Большинство из этих картин снималось в соответствии с требованиями политической жизни и находилось в плену  пропаганды идеологии классовой борьбы. Нечто подобное мы наблюдаем с вами и в советском агитационно-массовом искусстве. Китайские ленты того времени в силу понятных причин тоже имели явный перекос в сторону формалистических методов. Тем не менее, такие фильмы как «Великое начинание», «Хай Ся», а также «Незабываемая битва», снятая на Шанхайском кинопредприятии, хоть и были отмечены печатью своего времени, но все же  стремились к преодолению искусственных ограничений, навязанных сверху. Они пытались отражать  реальную действительность, без каких-либо замысловатых сюжетов и диалогов, без камеры в розовых очках и без очевидных намеков на госзаказ. Впрочем, запретных тем, о которых нельзя было говорить, в те годы хватало, и идти против тех, кто подобные запреты устанавливал, было бессмысленно и даже опасно.

Так или иначе, фильмы середины и второй половины семидесятых годов иллюстрируют извилистый путь развития китайского кино, и в них намечается некий перелом, некая попытка изменить кинематографическую систему координат. Уже к началу 1980-х эта система координат изменится весьма существенно, что и отразится на всем китайском кинематографе, заслуги которого будут отмечены «Золотым медведем» Берлинского кинофестиваля.

Новая эра кинематографа Поднебесной и «Пятое поколение китайских кинорежиссеров»

Середина восьмидесятых годов была  отмечена появлением так называемого «пятого поколения китайских кинорежиссёров». Речь идёт о представителях первого после Культурной революции выпуска Пекинской киноакадемии: в 1982 году её закончили такие ставшие впоследствии известными режиссёры, как Чжан Имоу, Чэнь Кайгэ, Тянь Чжуанчжуан и Чжан Цзюньчжао. Также из представителей «пятого поколения» известность в КНР получили такие режиссёры, как У Цзыню, Ху Мэй и Чжоу Сяовэнь. Первыми же китайскими ласточками в небе мирового кинематографа стали фильмы Чжан Цзюньчжао «Один и восемь» (1983) и «Жёлтая земля» (1984) режиссера Чэнь Кайгэ. В период с 1984 по 1986 гг. молодые китайские режиссеры, вышедшие из Пекинской киноакадемии, сняли ряд отличных фильмов, таких как «Желтозем», «Инцидент с черной пушкой», «Последний звук», открыв тем самым новое направление развития китайского кино. Это направление получило название «кинематографа поиска», иллюстрировавшего процесс диверсификации киножанров и послужившего предвестником появления волны кинофильмов различных направлений.

Первым китайским фильмом, получившим признание международного кинематографа, стала картина «Красный гаолян» режиссера Чжана Имоу. В 1987 году этот фильм получил приз «Золотой медведь» на 38-м Берлинском Международном кинофестивале. И это был грандиозный успех кинематографа Поднебесной, ведь до этого азиатские фильмы успехом на этом престижном кинофестивале не пользовались и никаких наград не получали. Нельзя не отметить и фильм «Старый колодец» режиссера У Тяньмина, который в том же году получил гран-премию на 2-ом Токийском Международном кинофестивале. Китайский фильм, отмеченный в Токио – это тоже событие. Именно  с 1987 года в китайском  кинематографе проявилась ориентация на мировой рынок и массового зрителя. Акцент был сделан на игровое кино и на развитие рентабельного кинематографа. В рамках развлекательного кино активно разрабатывались и осваивались новые жанры и творческие приемы, что способствовало созданию фильмов, отвечающих вкусам и предпочтениям различных категорий зрителей. Однако эстетическая составляющая этих картин оставляла желать лучшего.

Окончанием  периода  «кинематографа поиска» считаются события на площади Тяньаньмэнь 1989 года, после которых властями были введены ограничения на деятельность средств массовой информации. Некоторые режиссеры покидают Китай (так, например, У Тяньмин уезжает в США, а Хуан Цзяньсинь — в Австралию), другие переходят из кино на телевидение. Тем не менее, именно этот период стал одним из наиболее значимых в истории синематографа Поднебесной, предопределив и последующие успехи китайских кинорежиссеров, которые пришлись на 90-е годы. Но это уже другая история. И ее мы вам тоже обязательно расскажем, но уже в следующий раз!

Did you find apk for android? You can find new Free Android Games and apps.
67
0

Оставить комментарий

Авторизация
*
*


Регистрация
*
*
*


Генерация пароля