Самые известные китайские арочные и висячие мосты | | Мы и Китай

Самые известные китайские арочные и висячие мосты

Want create site? Find Free WordPress Themes and plugins.

Кто и когда построил первый в мире мост – неизвестно, однако можно смело утверждать, что в качестве прототипа, скорее всего, выступило дерево, упавшее  через ручей, а одними из первых людей, превративших строительство мостов практически в настоящее искусство, были китайцы.

Китайские арочные мосты

На самом деле, старинные китайские мосты являются национальным наследием и занимают важнейшее место в мировой истории строительства. За долгую историю страны здесь было построено несчетное множество мостов (одних лишь каменных арочных мостов насчитывается в Китае более четырех миллионов!). В южных  провинциях с их реками и озерами, а также в так называемых «Китайских Венециях», мосты являются неотъемлемой частью природного, либо городского ландшафта. Наиболее распространенным типом каменных мостов в Китае являются именно арочные  (или «лунные») мосты. Согласно историческим записям, первый каменный мост «лужэньцяо» (мост странников) был построен в 282 году недалеко от древнего дворца в городе Лоян, то есть более 1700 лет назад. Самый известным каменным арочным мостом в Поднебесной является, пожалуй, мост Аньцзи через реку Цзяохэ в уезде Чжаосянь (провинции Хэбэй). Его также именуют Чжаочжоу в честь старого названия уезда. Он был построен в 591-599 годах каменщиком Ли Чунем и по сей день используется для переправы. Так что это один из древнейших из ныне используемых мостов в мире! Его ширина составляет 9 метров, а длина 50 метров, при этом длина главного пролета 37.4 м. На двух «плечах» главной арки находятся две малые. Они не только украшают облик моста, но и способствуют снижению давления на его основание. Во время разлива реки малые арки облегчали движение потока, ослабевая его воздействие на основу моста. Устойчивость, прочность и сам тип данной конструкции были проверены веками, поэтому мост Аньцзи можно смело признать образцовым каменным арочным мостом.

Через широкие реки и озера китайцы, как известно, строили многоарочные мосты. Одним из ярких примеров таких мостов является Лугоуцяо (более известный как мост Марко Поло). Он был построен в 1189-1192 годах в южном предместье Пекина. Общая протяженность моста составляла 265 м, а длина каждого из 11 пролетов – 16-20 м. На 280 балясинах были выгравированы из камня сидящие львы, за что мост иногда именуют мостов Львов – «Шицзыцяо». Марко Поло, кстати, был приятно удивлен китайскими «волнообразными» мостами, изящно вписанными в окружающий ландшафт. Еще одним колоритным примером многоарочного китайского моста является Баодайцяо (Драгоценный пояс) через Великий канал в Сучжоу, насчитывающий 53 пролета. Его протяженность 317 метров, три пролета построены выше других, чтобы лодки могли проплывать беспрепятственно по каналу. История гласит, что этот мост был построен на деньги, вырученные от продажи драгоценного пояса, пожертвованного губернатором Сучжоу при династии Тан Ван Чжуншу, за что и получил свое название. В Сучжоу и в соседних с ним «городах на воде» по сей день существует целый ряд древних каменных мостов различных типов, воспетых поэтами и художниками Поднебесной разных времен и династий, и на этих мостах в любое время года практически невозможно сделать фотографию без «залезших» в нее многочисленных туристов.

Китайские висячие мосты

Ряд исторических свидетельств говорит нам о том, что именно китайцы могут быть изобретателями «висячих мостов», ведь были они известны на территории Поднебесной еще до нашей эры! Первоначально такие мосты сооружались из дерева, лиан, тростника и бамбука, позже стала применяться «ковкая сталь». В III веке  до н.э. подвесные мосты были уже весьма распространены в Поднебесной, особенно в ее южных и юго-западных регионах, где много гор и, соответственно, ущелий. Наиболее известный китайский висячий мост — это Аньланьцяо в уезде Гуаньсянь. Полагают, что он был построен в III в. до н.э. инженером Ли Бином. Мост имеет полную длину 320 м, ширину около 3 м и составлен из восьми пролетов.

Нельзя не вспомнить и про висевшее когда-то над рекой Мин (на месте современного Аньшанского моста) сооружение, подвешенное на бамбуковых канатах, и которое многие историки считают одним из инженерных чудес всего Древнего мира. Построенный  в III веке, этот мост провисел до 1975 года (когда бамбуковые канаты заменили, наконец, стальными) – то есть в своем практически первоначальном виде мост провисел не менее 1700 лет! Такими свойствами современные стальные конструкции не обладают, так что бамбук оказался куда более надежным и долговечным, что, впрочем, не так уж и удивительно, учитывая превосходную прочность этого удивительного растения.

Естественно, подвесные мосты через горные реки и ущелья появились в Поднебесной намного раньше, чем в Европе. Исследователи полагают, что из Китая технология создания висячих мостов попала сначала в Индию и страны арабского мира, а затем распространилась и по другим странам, включая Европу. Однако нельзя не отметить временную пропасть, лежащую между подобными мостами в Китае, которые возводились там еще до нашей эры, и подвесными мостами в Европе, что появляются там лишь в XV веке!

По части возведения висячих мостов Китай по сей день держит пальму первенства, и из двадцати наиболее известных таких современных сооружений, возведенных уже с учетом новейших технологических достижений и инженерно-архитектурных концепций, почти половина находится на территории Китая. Можно упомянуть здесь и знаменитый мост Сихоумэнь, и Жуньянский висячий мост, и подвесной мост Айчжай, и, например, мост Цзянъинь. Про каждый из этих мостов вполне можно было бы написать отдельный материал, но мы ограничимся лишь их упоминанием, ведь любознательному читателю в современном мире с его непрерывно работающими поисковиками необходимую и интересующую его информацию найти будет не сложно. Так или иначе, но многие  древние и современные китайские мосты различных типов однозначно заслуживают внимания и посещения (чего только стоят их стеклянные прозрачные мосты!), поэтому вместо того, чтобы читать о них в Интернете, лучше ехать в Китай и самому все увидеть и прочувствовать!

Автор: Митя Цветков

 

 

0
Did you find apk for android? You can find new Free Android Games and apps.

Автор публикации

не в сети 6 месяца

Мы и Китай

2
Комментарии: 0Публикации: 41Регистрация: 21-06-2018
Авторизация
*
*


Регистрация
*
*
*


Генерация пароля